0 руб.
Оформить заказСамоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 2. Средневековье
После распада Римской империи и становления национальных государств,
ювелирное искусство Европы стало на службу двум могущественным
заказчикам: Церкви и знати. Использование необычных материалов и новых
техник позволило расширить перечень изделий - правда, уровень их
исполнения ещё долгое время был ниже античных образцов.
Будучи одновременно и опорой, и соперником светской власти, Церковь
пыталась демонстрировать своё могущество и богатство через внешние
атрибуты. Богато украшенные раскладные алтари и оклады икон, резные чаши
для причастия и прочие ритуальные сосуды, обложки для Библии и других
святых книг, церковная утварь - всё это по возможности украшалось
наиболее ярко. Для демонстрации статуса и богатства использовались
драгоценные металлы - золото и серебро,
украшенные камнями, стеклом, эмалью. Рубины, символизировавшие кровь
Христову, сапфиры, означавшие чистоту и непорочность Девы Марии, и
прочие драгоценные камни находили свои места на этих изделиях. Спрос на
драгоценные камни вырос, но использование их из-за редкости или
дороговизны было доступно не всегда.
В таких случаях на помощь приходили самоцветы, которые по красоте и
цвету ничем не уступали изумрудам, алмазам, рубинам и сапфирам. Одной из
ключевых идей использования самоцветов в изделиях для Церкви была
символичность, и лишь за ней следовала красота. Среди перечня
"камней", которые, по легенде, украшали стены древнего
Иерусалима, в Европе добывали агат, яшму, аметист, сардоникс, халцедон и ляпис-лазурь. Многие камни завозили из арабских стран и даже импортировали из Азии.
Ювелирные изделия для светского использования были не столь разнообразны, хотя порой и более вычурны, чем церковные. Личные украшения рядовых граждан средневековых государств не дошли до нашего времени или сохранились плохо, а навязываемая Церковью доктрина аскетизма до XIII века не могла в полной мере перебороть тягу человека к прекрасному. Тем не менее, знать пыталась выделиться всегда, и по украшениям правителей, феодалов и воинов мы можем судить о развитии ювелирного искусства в Раннем Средневековье.
Своеобразный выделяющийся стиль был создан в V - VIII веках придворными
ювелирами династии Меровингов, которые сочетали ставший популярным
христианский символизм с поистине варварской, языческой любовью к
многоцветию. Подвески и серьги, браслеты и перстни, броши,
застёжки-фибулы и даже поясные пряжки украшались камнями, эмалью и
цветным стеклом, создавая потрясающий контраст с повседневным и
праздничным костюмом. Отсутствие и дороговизна ярких красителей делали
средневековую одежду мрачной, а потому вполне естественно, что
необходимая насыщенность цветов достигалась за счёт ярких аксессуаров.
Одной из таких технологий, способных сделать изделие ярче, было использование горячей эмали. Ювелиры начали применять её ещё в романский период, а к Раннему Средневековью эмаль уже составляла настоящую конкуренцию самоцветам. Температура плавления свинцового стекла - а именно этот материал и представляет собой горячую эмаль - около 800 градусов. Это давало возможность класть её на все металлы, использовавшиеся тогда в ювелирном деле - золото, серебро, даже бронзу и латунь. Эмаль наплавлялась на вогнутых поверхностях, ставилась вместо камней в кастах, но особенную популярность приобрела перегородчатая эмаль, которая часто встречается на окладах книг, икон и брошах.
Но выразительности эмали, имеющей самые разнообразные оттенки, часто не
хватало - она могла заменить мелкие камни, крупным же замены не
находилось. Потому и возможным стало такое разноцветное соседство,
которое мы видим на изделиях ювелиров германских племён: заполированная в
один уровень с фоном выемчатая эмаль, обычно уложенная на золото, и
выступающие над поверхностью крупные самоцветные камни. В украшениях
франков, лангобардов и северных германских племён чаще всего
используются гранаты, сердолик, хризолит и, конечно, жемчуг.
Они закреплялись в высоких кастах, оформлялись ажурными филигранными
элементами. Остальное пространство изделия заполнялось гравировками,
филигранью и эмалевыми вставками того же цвета - игра на контрасте
встречалась редко. Примеры такого оформления видны на арбалетовидных
мужских фибулах, служивших для скрепления плащей, массивных круглых
женских застёжках, серьгах и брошах. Одна из характерных черт изделий
варварских племён - звериный стиль, а именно использование стилизованных
изображений животных, птиц, рыб при создании украшений.
В Раннем Средневековье самым популярным видом огранки всё ещё остаётся кабошон. При нём камень напоминает собой полусферу, часто неровную, с неравномерными выпуклостями. Уровень технического развития не позволял варьировать виды огранок даже на легко поддающихся обработке породах, и тем более невозможным представлялось огранить алмаз или рубин. Шлифовку проходили и местные, и импортные камни. "Облагораживали" их вручную, а потому изменения натуральной формы самоцветов и драгоценных камней были минимальными. Из-за того, что даже после обработки камень оставался неровным, ювелирами вносились коррективы в касты, предназначенные для этих камней, и в композицию всего изделия. Часто встречаются обработанные подобным образом гранат, топаз, аметист, горный хрусталь. И всё же в асимметрии и проступающей грубоватости изделий средневековых ювелиров присутствуют и красота, и мастерство, и настоящая любовь к камню.
Как и в любой другой период истории, средневековые мастера использовали также то, что досталось им от прошлых эпох, а потому неудивительно, что в качестве центральной части "варварских" украшений VI - X веков можно увидеть прекрасные образчики античного искусства - камеи. Их, как и ценные камни, добытые в походах, выбитые из прошлых изделий или не нашедшие применения, использовали для изготовления украшений. Но - уже в новом контексте, в обрамлении филигранных узоров, гравировок и более грубо обработанных самоцветов. В таком виде до нас дошло множество античных камей, изготовленных из агата, сердолика, оникса.
Настоящими правопреемниками традиций Римской империи можно назвать ювелиров Византии, которые не только унаследовали точность и высокохудожественный вкус античных мастеров, но и смогли на основе этих знаний выработать собственный узнаваемый стиль. Кроме работы с эмалью и камнями, в Византии также получила распространение чеканка, филигрань, техники черни и зерни. Самые примечательные образчики византийского ювелирного искусства - христианская атрибутика. Распятия и оклады икон, украшенные перегородчатой эмалью, ритуальные литургические сосуды, украшенные чеканкой и филигранью - все эти предметы исполнялись в золоте, серебре или были позолочены, а потому сияли и привлекали внимание прихожан.
Византийские сюжеты и орнаменты, воспроизводившиеся с помощью эмалей, чем-то напоминают книжную миниатюру, только более объёмную и цветную. Чаще всего в паре с тонко положенной перегородчатой эмалью разных оттенков сочетались алмазы, бирюза, хризолиты, бериллы. В качестве поделочных камней и больших вставок использовались яшма, агат и лазурит.
Кроме ювелирных изделий, в Византии полудрагоценные камни обильно использовались при украшении одежды представителей высших классов. Воротники, манжеты, полы одежды и головные уборы обязательно расшивались жемчугом разного качества и величины. Чем богаче была вышивка - тем выше статус носившего эти одежды, а потому кроме жемчужных нитей часто использовали топазы, бирюзу, изумруды, гранаты и прочие камни. Применялась для вышивки и золоченая нить.
Раннее византийское ювелирное искусство не только брало много от античности, но и заимствовало сюжеты и техники у арабского мира, с которым в IV - VIII веках поддерживались тесные контакты. Растительные орнаменты, пестрота, использование черни и насечек напоминают о восточных соседях империи.
Византийские традиции ювелирного дела нашли свой отклик и в работах
русских ювелиров VIII - XIII веков, которые во многом переняли
технологии мастеров этого государства. С Х века с усилением торговых и
политических связей между Киевской Русью и Византией на северные
территории с юга проникают технологии работы с металлом, драгоценными и
самоцветными камнями. Русские мастера не могли обеспечить стремительно
растущую знать ювелирными изделиями надлежащего уровня, а потому
распространяется мода иметь при дворе хотя бы нескольких византийских
ювелиров "для своих нужд". Чужестранцы брали учеников, делились
секретами с местными мастерами. Уже в XII - XIII веках на украшениях,
изготовленных русскими ювелирами, присутствуют техники черни (зачернение фона специальным составом), зерни (припаивание миниатюрных
металлических шариков как украшения изделия) и скани (припаивание
ажурной проволоки в виде завитков и прочих украшений). В такой технике
выполняются колты и височные кольца, разнообразные подвески, серьги и даже браслеты. В ювелирных изделиях русских мастеров вставками чаще всего служили гранаты и аметисты. Одежды знати, и особенно женские головные уборы, обильно расшивались жемчугом.
В XII - XIII веках, с образованием в Европе больших городов и укреплением феодального общества необходимость драгоценностей для церковных и светских нужд возрастает. В городах начинают образовываться целые цеха и артели мастеров, удовлетворяющих прихоти знати, издаются законы, регламентирующие ношение определённого количества украшений, дорогих шёлковых одежд.
В XIII - XIV веках, в предчувствии Ренессанса, на задний план уходит
простота геометрических форм и грубое исполнение многоцветных
"варварских" украшений. На смену пёстрым неаккуратным изделиям приходят
изящны кольца и броши,
широкие пояса с усыпанными камнями накладками, пряжкой и хвостовиком.
Камни начинают гранить всё более тщательно, появляются первые самоцветы,
ограненные в форме пирамиды. Таким образом гранят аметисты, сапфиры, горный хрусталь, халцедон.
Чтобы усилить блеск и переливы камней, сами касты под камни также
делают гранёнными - отражая солнечный свет, грани оправы заставляют
сиять камни сильнее.
Ювелирное искусство готовится вступить на новую, более качественную ступень. Это развитие и рост хорошо становятся видны в конце XIV - начале XV века с наступлением Ренессанса.
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 1. Древний мир и Античность.
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 3: Ренессанс