0 руб.
Оформить заказСамоцветы и полудрагоценные камни в Российской архитектуре
Самоцветные и полудрагоценные поделочные камни издавна применяются не
только для изготовления самых прекрасных и затейливых ювелирных
украшений, парадного оружия, предметов культа и символов власти. Их
также широко используют в прикладном искусстве, где они служат самыми
заметными, яркими и привлекательными деталями архитектурного убранства
внутренних частей зданий и находящихся в единой с ними композиции
интерьеров.
Во многих культурах древнейших народов самоцветным камням приписывались
сверхъестественные мистические свойства, их держали под рукой как амулеты,
приносящие удачу в войне и охоте, в любви и молитве. Возможно, как раз
благодаря помощи в последнем, самоцветные и просто резные каменные
украшения с древних времён любили строители храмов, и русская сакральная
архитектура являет тому яркое доказательство.
Наибольшего расцвета камнерезное мастерство достигает в архитектуре
Владимиро-Суздальской Руси. Различные, но всегда хорошо подобранные
материалы обрабатывались с небывалым мастерством, тщанием и умением. На
ряду с поделочным мрамором использовались малахит и нефрит.
Резьба, украшающая стены Дмитриевского и Георгиевского соборов,
создававшихся в XII – XIII веках, создаёт совершенно непривычный для
того времени удивительный, почти фантастический мир. Сложнейшие рельефы,
изготовление которых само по себе трудоёмкое занятие, поражают ещё и
разнообразием форм и мотивов.
Новгородские резчики XIII – XV веков также оставили по себе достойное
наследие: от монументальных щедро орнаментированных капителей до резных
каменных крестов из поделочных и полудрагоценных камней. Возведённый ещё
в X веке Софийский Собор, первое письменное упоминание о котором
находится в новгородских хрониках XVI – XVII веков, в первичном своём
виде имел мозаичный пол. И, если в десятом веке материалом для мозаики
служила поливная плитка, то два столетия спустя храм был обновлён и имел
уже мозаику из цветных поделочных и самоцветных камней, а том числе яшмы и лазурита.
Узорчатые пояса московского Успенского собора, храмовый комплекс
Введенского и Ярославского монастырей, более поздний храм Василия
Блаженного, сооружённый уже при Иване Грозном – все эти монументальные
постройки, щедро убранные каменной резьбой внутри, говорят о мастерстве
русских резчиков и поддержании вековечных народных традиций этого
искусства.
Императорская семья традиционно интересовалась развитием гранильного и ювелирного дела в стране. Для императрицы Елизаветы, например, из русских самоцветов итальянским мастером Яковом Мартини была выполнена одна из первых в России наборная флорентийская мозаика, пик популярности которой в Италии приходился на Высокое Возрождение.
Открытая в 1752 году уразовская яшма быстро прижилась в архитектуре и интерьере царских дворцов. Внешне схожая с агатом, она была менее редкой и попадалась в гораздо больших объёмах, а, значит, могла использоваться для больших изделий интерьера и архитектурных украшений. Получившая название «мясной агат», она сама дала имя царскосельским Агатовым комнатам, построенным архитектором Камероном в последнее двадцатилетие XVIII века.
Шотландец Чарльз Камерон в царскосельском дворце спроектировал и воплотил в жизнь далеко не один зал. Особенное внимание привлекает также обильно украшенная лазуритом Лионская комната. Екатерина II, получившая в распоряжение эту резиденцию в 1770-х, придерживалась эталонов античного стиля, который сполна воплощается в этом зале. Он получил своё название от шёлка, изготовленного на Лионской мануфактуре, которым оббивались стены помещения. Но отнюдь не дорогой золотистый шёлк, уже в России расписанный отечественными мастерами, дал этой комнате мировую славу – это сделал камень лазурит, играющий ключевую роль в архитектурном убранстве и интерьере комнаты.
В Лионском зале дорогой ляпис-лазурью отделаны карнизы, фриз, нижние стенные панели, наличники окон и обрамление дверей. Тонкие пластины камня с ювелирной точностью подгонялись друг к другу и отшлифовывались, что создавало впечатление единого каменного блока. В такой же технике, вероятно, были выполнены и обрамления для двух каминов зала, но они не сохранились после реконструкции середины XIX века.
Дворец в Царском Селе может похвастать не только комнатами, облицованными полированными самоцветными плитами и русской мозаикой, а и другими украшениями из цветных камней. Шиферная столешница, до сих пор находящаяся в одном из залов дворцового комплекса, выложена лазуритом. Тот же самоцвет использовался и для изготовления настенного панно с видом Царского села.
В конце XIII – начале XIX века особое распространение в светской архитектуре самоцветные камни получают благодаря А. Н. Воронихину. Этот зодчий при планировке залов, комнат и кабинетов, их внутреннего убранства, обычно планировал декор с использованием самоцветных и поделочных камней, которые становились частью архитектуры всего здания. Камни обычно дополнялись объёмной металлической пластикой, гармонировавшей с общей идеей и стилем помещений.
В 1820 – 1830-х годах начинается повальное увлечение малахитом, продолжавшееся в России несколько десятилетий. Ранее использовавшийся лишь для ювелирных изделий, малахит получает распространение и как поделочный камень. В Зимнем Дворце до сих пор сохранился единственный в существовавший в мире пример оформления этим камнем полного жилого интерьера – Малахитовая гостиная. Она служила личными покоями Александры Фёдоровны, жены царя Николая I. В помещении все колоны, пилястры и камины выполнены в труднореализуемой и требующей кропотливого труда технике, называемой «русская мозаика». В 1830-х годах, во время строительства комнаты, недавно открытые большие залежи малахита ещё не давали возможности пользоваться большими объемами материала, поэтому тонкие каменные пластины накладывали на специально подготовленную основу стены, а стыки между ними заполняли малахитовым порошком из каменной крошки, после чего поверхность сильно отшлифовывалась. К глубокому зелёному цвету император приказал добавить золото, которое и поныне украшает потолочный свод, двери гостиной, капители, пилястры и рамы зеркал. Интерьер дополняют столы с малахитовыми столешницами и другие многочисленные изделия из этого камня. Весь проект архитектора А. Л. Брюллова обошёлся короне в 130 000 рублей.
В XIX веке не забывали и о наборной мозаике. Возникший было дефицит камней разных цветов компенсировался выдумкой и изобретательностью русских мастеров. В 1847 году для изучения техники изготовления наборной мозаики во Флоренцию отправили Ивана Соколова, мастера петергофской гранильной фабрики. Всего через несколько лет работы Соколова, изучавшего наклейную лазуритовую и малахитовую, а также врезную мозаики, экспонировались и побеждали на лондонских выставках. Популярность напольных и каминных мозаик в античном стиле, который переживала Россия в середине XIX века, подталкивала к более активному использованию мрамора и кварца.
Строительство императорским двором новых зданий подталкивало к переосмыслению возможностей работы по камню и использованию новых пород. Так, при постройке и оформлении Нового Эрмитажа для архитектурной отделки и украшения интерьера широко использовались яшма, порфир, орлец, авантюрин, лазурит и малахит, которые стали украшением лучших парадных залов дворца. Требовавшиеся для воплощения в жизнь архитектурных планов материалы, а также умевшие с ними работать мастера поставлялись тремя камнерезными фабриками России, переживавшими благодаря этому строительству небывалый подъём.
Тем не менее, не всегда мастерство камнерезов и гранильщиков в работе с новыми породами камня успевало за всеми тенденциями моды в архитектуре и интерьере, которая, как и много другое, чаще всего приходила из Европы. Впрочем, некоторое отставание вполне компенсировалось лучшими отечественными традициями.
Несколько больше изящества и модных веяний видим в Лионской гостиной Екатерининского дворца в Царском Селе, перестроенной в 1848 – 1861 годах архитектором И. А. Монигетти. Кроме реставрационных работ, мастер изменил также интерьер, обогатив его новыми изделиями из лазурита: часами, столами, люстрами, ширмой и каминным экраном, а также мебелью, оббитой бархатом и шёлком глубоких синих оттенков. В целом же, уже в 1860-е годы лазурит становится одним из любимейших материалов как в архитектуре и интерьере, так и в ювелирном деле. Его широко используют для флорентийских мозаик, где, на ряду с ним, начинают фигурировать также кварц, халцедон, агат и малахит. Тем не менее, такую роскошь, как отделка лазуритом целых комнат или отдельных интерьеров могла позволить себе пока что только императорская семья, ведь камень всё ещё перекупали у Забайкальских купцов и в Россию его попадало не так уж и много.
Примерно в то же время проходило и строительство храма Спас-на-Крови, в отделке которого широко использовались не только мрамор и резьба по камню, но также большие объёмы ювелирной эмали и самоцветные изразцы. Общая площадь мозаичных панно, покрывающих стены собора и включающих себя десятки пород самоцветов, составляют около семи тысяч квадратных метров. Этот шедевр русской архитектуры ярко демонстрирует способности не только мастеров-ювелиров и художников, но также и богатство форм и методов использования цветных камней.
Многие шедевры русской архитектуры в круговороте истории были уничтожены или потеряны, но вновь восстанавливаемые по картинам и проектам уникальные архитектурные украшения и интерьеры, реставрирующиеся кабинеты и комнаты императорских покоев и храмовых палат доказывают вечность красоты, заключённой в камне.