Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4
 
Будни с 10:00 до 17:00
                 

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4

В XVII - XVIII веках с приходом нового стиля - барокко, а за ним и рококо, в ювелирном деле всё больше внимания начинает уделяться цвету и живописному эффекту. И если в первой половине XVII века ювелиры с удовольствием экспериментируют с эмалями, создавая настоящие миниатюрные шедевры, то уже к середине столетия на свои позиции прочного возвращается Его Величество камень.
Натуральному блеску, переливам камня, его цвету и, конечно, размеру придавалось необычайное значение. Причём касалось это не только дорогих алмазов, рубинов и изумрудов, но и обычных самоцветов. Активно используются гранат, аметист, горный хрусталь, опал и другие полудрагоценные камни. В ложе камня - каст - начинают закладывать тонкую металлическую фольгу, благодаря которой он лучше отражает свет.
Небывалый приток драгоценных камней, в первую очередь алмазов, который переживала Европа в XVII - XVIII веках, определил моду на этот камень. Его, как и множество других цветных камней, везли из Цейлона, Индии, Бирмы, а также Бразилии и Колумбии. Алмаз требовал хорошей огранки, при которой он демонстрировал весь свой блеск и естественную чистоту. Для него была разработана бриллиантовая огранка, которой позже стали пользоваться и для других камней. Тем, кому популярные алмазы были недоступны, приходилось идти на хитрость - прозрачный камень заменял горный хрусталь, турмалин и прочие самоцветы. Тем более, и сами бриллианты не всегда были прозрачными - в моду входят желтоватые, розоватые и голубоватые алмазы.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_1

Фото 1. Брошь-букет конца XVIII века, в которой недорогие хризобериллы имитируют алмазы бриллиантовой огранки. Португалия.

В XVII - XVIII веках появляется принцип доминирования красоты и количества камней над мастерством обработки металлической части изделия. Чеканка, резьба и прочие атрибуты хорошо сработанного украшения сохраняются, но по сравнению с камнями становятся менее важными. Популярные и дорогие бриллианты ставятся на серебряные изделия, соседствуют с достаточно дешёвыми самоцветами - всё ради контраста и живописности украшения.
Такое внимание к камню не могло оставить на месте искусство огранки - оно с каждым десятилетием растёт. Огранка кабошон, массово использовавшаяся во времена Средневековья и Возрождения, уходит в прошлое - теперь в моде симметрия, правильные линии и грани.
Эксперименты с разными видами огранок иногда связываются с интересными легендами и историческими фактами. Так, считается, что огранка маркиз была придумана по личной просьбе короля Людовика XV, правившего во Франции в середине XVIII века. Кроме неразумного правления, он запомнился в истории фразой "После нас - хоть потоп" и громкими скандалами из-за связи с маркизой де Помпадур. Стремясь угодить своей фаворитке, король велел сделать для неё украшение с камнем, огранка которого будет напоминать изящную линию её пухлых губ. Ювелиры вместо обычной круглой бриллиантовой огранки придали камню вытянутую форму, сужающуюся к кончикам - точь-в-точь как сложенные для поцелуя губы любимицы короля. Имя огранке дал титул госпожи де Помпадур.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_2

Фото 2. Огранка "маркиз" или "маркиза", придуманная в середине XVIII века.

В XVII веке сохраняется мода на необычные камни - огранённые лишь частично или имеющие оригинальную форму от природы. Коллекционируют, вставляют в украшения и предметы быта самоцветные камни с прожилками и наростами, образованными природой узорами. Популярны становятся коралловые наросты и застывшие в янтаре насекомые, но большая часть славы достаётся жемчугу. Оригинальная форма морских и речных жемчужин рождает в воображении ювелиров самые необычные картины, которые они воспроизводят в брошах, подвесках, серьгах. Часто такие композиции дополняются драгоценными изумрудами и рубинами, а также аметистом, агатом, халцедоном, турмалином.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_3

Фото 3. Золотая подвеска-саламандра с эмалью, жемчугом, бериллом. Центральная деталь - жемчужина необычной формы. Произведена в Западной Европе, предположительно в Германии. Датируется началом XVII века.

XVIII век несколько смещает модные ориентиры. Больше используются агаты, бирюза, таким же популярным остаётся коралл. В моду входят вставки из экзотических материалов, прибывавших из Африки и Нового Света: кусочки коры кокоса, скорлупа страусиных яиц, обломки перламутровых раковин.
В эпоху барокко расширяется ассортимент украшений, которые используются в повседневной и праздничной жизни. Кроме многочисленных ожерелий, подвесок, ювелирных пуговиц, украшений для причёсок начинают также производить часы. Пышный и перегруженный стиль барокко особое значение придаёт яркости используемых камней и обилию деталей, потому в эту эпоху самоцветы используют наравне с драгоценными камнями. Пришедший ему на смену в XVIII веке стиль рококо делает линии более изящными, композицию - продуманной, но также не отказывается от большого количества деталей.
Моду в ювелирном деле задаёт Франция, родина абсолютной монархии - эта форма правления оказалась не лучшей для благосостояния народа, зато самой подходящей для развития ювелирного искусства. Богатый французский двор со всей его пышностью и избыточной роскошью требовал большого количества украшений, подчёркивавших богатство и социальный статус.
Мужчины носят кольца, драгоценные пуговицы и пряжки - от поясного ремня до сапог или туфель, имеют при себе часы, инкрустированные золотом и серебром, часто с алмазными вставками. Женщины, кроме обычного набора украшений (бусы, ожерелье, браслет, кольца, серьги), начинают носить новые аксессуары. Появляются эгретки - специальные похожие на броши украшения для причёски, которые фиксируют страусиные и прочие декоративные перья. Если раньше перьедержатели присутствовали в основном на шляпах мужчин, то теперь они стали атрибутом причёсок дам - эгретки крепились непосредственно к волосам. Их украшали цитрином, гранатом, горным хрусталём, ониксом, а также вездесущими бриллиантами.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_4

Фото 4. Эгретка для страусиных перьев, украшенная алмазами и изумрудами. XVIII век.

Но самым популярным украшением эпохи барокко и рококо была, несомненно, брошь. В женском костюме брошь присутствовала буквально везде - отмечала центр лифа платья и крепилась на рукавах, придерживала ленты и банты на плечах, скрепляла изящные складки пышной юбки, надевавшейся на специальный каркас - панье. Кроме уже известных круговых брошей и украшений в зверином стиле появляются новые мотивы, более подходящие изящной эпохе - брошки-банты, брошки-цветы и целые цветочные букеты. Использовались и другие мотивы - изображение фруктов, лент и даже стрелы.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_5

Фото 5. Золотая брошь в виде стрелы конца XVIII века. Украшена крупными цитринами, гранатами, хризобериллами.

Брошь в виде банта стала популярной ещё в XVII веке - тогда было модным крепить к одежде атласные ленты, завязывать ими складки и украшать лиф женского платья. Одна из придворных дам короля Людовика XIII, известная своими эпистолярными работами мадам де Севинье, решила вместо лент сделать бант из металла с драгоценными камнями - и заказала брошь ювелирам. Известная своим умом и красотой, она без труда ввела ювелирный бант в придворную моду. Появился даже специальный термин - брошь де Севинье, который употреблялся для брошей в виде банта с одой или несколькими подвесками.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_6

Фото 6. Брошь в виде банта с подвеской, принадлежавшая императрице Екатерине II. Изготовлена по специальному заказу ювелиром Леопольдом Пфистерером. Золото, мелкие бриллианты, шпинель.

К середине-концу XVIII века стало принято объединять ювелирные изделия не только обилием камней, но и единым стилем исполнения. В моду вошли парюры - комплекты из украшений. Малая парюра могла выглядеть как набор из кольца, серег, ожерелья и украшенного камнями гребня в волосы, в больших парюрах бывало до двадцати ювелирных предметов - включая броши, браслеты, булавки для причёсок и головных уборов.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_7

Фото 7. Австрийская парюра с хризолитами и бриллиантами, датируется XVIII веком.

Моду на те или иные украшения с камнями диктовали не только дамские платья и аксессуары, но и чисто мужские атрибуты. В XVII - XVIII веках, как и несколькими столетиями ранее, мужчина очень редко откладывал в сторону оружие - настолько редко, что оно стало непременной частью придворного костюма, а значит, украшалось как можно богаче. Самоцветные вставки на эфесах шпаг, украшенные рубинами, сапфирами, агатами и аметистами ножны, усыпанный накладками с гранатами подвес, расшитая жемчугом перевязь - всё это увеличивало число драгоценных и полудрагоценных камней в мужском костюме. Оставалось модным также и просто расшивать жемчугом дублет (верхнюю короткую шёлковую или парчовую куртку), украшаться многочисленными брошами и драгоценными застёжками.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_8

Фото 8. Портрет Джорджа Вильерса, Герцога Букингемского. Автор Микаель ван Миревельд, начало XVII века.

В конце XVII - XVIII веке изображение цветов и бантов перестаёт быть чисто женским сюжетом - подобные украшения начинают надевать и мужчины. Знаменит подарок Марии Терезии, императрицы Австрии, своему супругу. Решив не мелочиться и не размениваться на броши с цветами, она преподнесла императору Францу Иосифу целый ювелирный букет с золотыми стеблями и листьями, а также огромным количеством драгоценных и самоцветных камней. Материалами для каменных цветов послужили рубины, изумруды, сапфиры и бесчисленное количество полудрагоценных поделочных камней. Лишь аметистов в букете полторы тысячи, не меньше в нём и других камней - агата, бирюзы, цитринов, ониксов, опалов и других самоцветов. Это ювелирное чудо высотой в 30 см было изготовлено Михаилом Гроссером в 1760 году и сейчас хранится в Венском историческом музее.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_9

Фото 9. Драгоценный букет, преподнесённый императрицей Марией Терезией Австрийской своему супругу. Золотые листья и стебли, а также несколько тысяч драгоценных и полудрагоценных камней.

Начиная со второй половины XVII века и по сей день особое внимание в ювелирных изделиях лучших мастеров уделяется янтарю. Его активный экспорт из Прибалтики в Европу сделал возможным использовать его не только в украшениях, но и некоторых предметах быта - табакерках, вазонах, кубках. В кольцах, серьгах, ожерельях в XVIII веке старались использовать янтарь с застывшими внутри насекомыми, цветами и растениями. Это чудо сохранения природой живого очень ценилось в эпоху любви к диковинкам. Не обошла мода на янтарь и Россию - родину самых богатых в Европе месторождений этого самоцвета. Лучшим тому подтверждением служит Янтарная комната
Если до середины XVII века и в Европе, и в России доминировали импортные камни, привезённые из Индии, Цейлона, Африки, то с 1630-х - 1650-х годов на арену выходят русские драгоценные, самоцветные и поделочные камни. В 1630-х годах на Урале было открыто месторождение малахита, а за ним - и многих других цветных камней. С 1635 года в Москве в Кремле начинает работать Алмазная палата, в которой работают одни из лучших гранильщиков региона. Её продукцией полностью обеспечивались нужды двора и местного дворянства, шли огранённые в Москве камни и на продажу за рубеж. После петровских реформ количество гранильных предприятий увеличилось, экспорт российских самоцветов в Европу стал постоянным.
В отличие от европейской моды на прозрачный камень - алмаз, в России сохраняется и большая любовь к самоцветам. Они украшают парадные царские одежды, присутствуют практически во всех видах ювелирных изделий. Любимцы русского барокко - рубин, изумруд, сапфир, гранат, аметист, альмандин, хризолит, малахит, а также вездесущий морской и речной жемчуг разного диаметра. Укрепление связей с Европой способствовало обмену опытом и заимствованию отчасти и европейской моды. До сих пор в Алмазном фонде России хранится парюра, составленная из усыпанных бриллиантами золотых цветов. Камни поставлены на цветную фольгу, чтобы иметь розовый, голубой и жёлтый оттенок.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_10

Фото 10. Цветочная парюра из Алмазного фонда России, в которой использована подложка из цветной фольги.

В XVIII веке при российском императорском дворе появляется своеобразный этикет ношения украшений с камнями- они начинают варьироваться в зависимости от времени суток, когда надеваются. Утренними считались светлые аметисты, голубой аквамарин и агат. Для дневных приёмов и мероприятий надевались украшения с серым агатом, ониксом, сердоликом, бирюзой. Парюры с бриллиантами, кольца, серьги, браслеты и диадемы с алмазами надевались лишь по праздникам, в особенно торжественных случаях и всегда - вечером.
Впрочем, не только бриллианты были любимцами российских царей. В 1730 году для Анны Иоанновны была изготовлена новая императорская корона, в которую был вставлен стограммовый красный турмалин. Он служил подставкой для усыпанного бриллиантами креста. Скорее всего, камень приняли за крупный рубин, потому он и удостоился царской короны.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_11

Фото 11. Корона Анны Иоанновны, изготовленная в Санкт-Петербурге в 1730 году. Использованы турмалин, цитрин, алмазы и прочие драгоценные и полудрагоценные камни.

С рубином красный турмалин путали довольно часто. Так, шведский король Густав III в 1777 году преподнёс Екатерине II настоящую редкость - крупный красный камень 255 карат, огранённый в виде виноградной грозди. Его специально для короля доставили из Бирмы, приняв за рубин необыкновенных размеров. Позже выяснилось, что виноградная гроздь вырезана из красного турмалина.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_12

Фото 12. Королевский подарок Густава III Екатерине II, оказавшийся турмалиновой, а не рубиновой виноградной гроздью. Красный турмалин, золото, горячая эмаль.

Но Екатерину II такое известие наверняка бы не расстроило - она и сама была почитательницей самоцветов и поделочных камней и обладала одной из самых богатых глиптотек в Европе. Особенно любила императрица камеи. Этот аксессуар начал входит в моду в последней четверти XVIII века с модой на всё античное. Камеями начали украшать диадемы, гребни, браслеты, ожерелья и даже булавки для шейных платков. Их вырезали из двухцветной яшмы, оникса, родонита, порфирита и амазонита.

УВЕЛИЧИТЬ_Самоцветы_и_украшения_в_одежде:_в_эпоху_Барокко_и_Рококо._Часть_4_13

Фото 13. Большая парюра с камеями конца XVIII века.

Камеи, как и увлечение античностью, её демократическими идеалами и эстетикой классицизма стали популярны в конце XVIII века. С Великой Французской Революцией во Франции и во всём мире пришла новая эпоха. В архитектуре, живописи, скульптуре и, конечно же, ювелирном деле, начался период неоклассицизма.

Просмотров: 2640

Автор: Все статьи и видео

Дата: Среда, 10 Сентября 2014


Назад

  • ОТПРАВИТЬ:
  • Livejournal
  • В контакте
О нас   Главная   Каталог изделий   Как купить   Оплата   Доставка   Отзывы   Статьи о камнях   Оптовикам   Контакты
© Copyright (c 2009 по текущий момент)
Пользовательское соглашение/Публичная оферта
Политика конфиденциальности