0
0

Самоцветы и украшения в одежде. Мода ХХ века

Самоцветы и украшения в одежде. Мода ХХ века

Начало ХХ века, вопреки ожиданию перемен во всех сферах жизни, не принесло сколько-нибудь значительных открытий или культурных течений. Набиравший обороты стиль модерн, зародившийся ещё в конце века XIX, пока обращался лишь к старым темам. Одним из открытий начала века была платина – новый металл позволил создавать более лёгкие, но при этом прочные украшения, вставками в которые по-прежнему служили преимущественно алмазы.
Довоенная мода позволяла дамам переходить все мыслимые границы сочетаемости ювелирных изделий. Одновременно надевались колье-ошейники с гирляндами жемчуга, несколько браслетов, не менее восьми колец, броши и эгретки для украшения причёски.
Парижский дом братьев Ворт, ставший законодателем в мире женской моды, со временем стал диктовать и моду на ювелирные изделия, призванные дополнять шедевральные платья их производства. Любовь модельеров дома Ворта к цвету находила своё отражение в использовании жёсткого шёлка всех цветов радуги, обильно украшенного контрастными вышивками. Платья расшивались стеклянным бисером и пайетками и сверкали в свете электрических огней. Такие костюмы требовали соответствующего дополнения в виде объёмных ожерелий и больших брошей. На границе XIX и ХХ веков входит в моду ожерелье-ошейник, чья популярность у женщин не угасала в течение двадцати с лишним лет. Аметисты, гранаты и яркая бирюза прекрасно дополняли лимонный, розовый, лиловый и голубой шёлк платьев.

Виктория, принцесса Соединённого Королевства Великой Британии и Ирландии, в жемчужном колье-ошейнике, модном в начале ХХ века. Фото 1905 года.
Фото 1. Виктория, принцесса Соединённого Королевства Великой Британии и Ирландии, в жемчужном колье-ошейнике, модном в начале ХХ века. Фото 1905 года.

После Первой мировой войны, когда работа ювелиров была не востребована, наступила новая эпоха. Простота, сдержанность и бережливость вынудили вернуться к более простым формам, скромной отделке, акцентировать внимание на качестве работы и на символах, заложенных в дизайн украшения. Стиль ар-нуво уводил ювелиров в крайности, заставляя сочетать чёткие геометричные формы с плавными изогнутыми линиями и ажурными узорами. В большинстве случаев срабатывало сочетание канонов ар-нуво со стилями прошедших эпох – ажурные завитки, растительные и фантазийные орнаменты времён барокко и рококо были особенно популярны.


Серебряная брошь с опалами, гранатами и халцедоном. Симметрия и геометрические формы кабошонов дополняют ажурные завитки металла. Изготовлена на территории Австро-Венгерской империи в начале ХХ века.
Фото 2. Серебряная брошь с опалами, гранатами и халцедоном. Симметрия и геометрические формы кабошонов дополняют ажурные завитки металла. Изготовлена на территории Австро-Венгерской империи в начале ХХ века.

В 1910-е годы среди дам всех сословий в моду входят контрастные сочетания. Так, платья нежных пастельных оттенков вполне могли дополняться чёрным кружевом и другой тёмного цвета отделкой и аксессуарами. Сочетание белого и чёрного жемчуга, оникса и гагата, выполненные в виде гирлянд и струящихся рядов бус, не теряли своей привлекательности в течение первого послевоенного десятилетия. К тому же такие украшения были очень универсальны и могли служить и в дни веселья, и в дни траура.

Те же, кто мог позволить себе иметь различные наборы украшений для различных случаев, предпочитали цвет. Любимцами публики в начале ХХ века были кошачий и тигровый глаз, опал, лабрадорит, а также гранат. Как правило, для этих самоцветов использовали огранку кабошон, так как она лучше всего подчёркивала их природный глубокий цвет, но иногда, особенно на масштабных изделиях, на камнях делали гравировки, высекали рисунки и надписи.
В 1910 году благодаря дягилевским балетным сезонам и произвёвшему фурор балету «Шахерезада» весь Париж охватила тяга к восточному стилю. Ориентальные мотивы, и до этого любимые в Европе, были восприняты с энтузиазмом. Коралл, нефрит и перламутровые вставки в украшениях напоминали о Китае, яшма и сердолик – о Персии. В моду вошли лаковые покрытия на украшениях из дерева и металла. Маленькие стилизованные цветы лотоса и павлиньи перья, архитектурные мотивы арок и вытянутых шпилей минаретов отображались в изделиях из золота, серебра и платины. Но самое главное, что смогло сделать увлечение Востоком 1910-х годов – снова вынести на пик моды цветные камни, вернув их в ассортимент изделий самых дорогих ювелирных домов и мастерских.

Женский маскарадный костюм, созданный парижским модельером Полем Пуаре в 1910-х годах как отклик на ориентальную моду. Расшит кораллами и бирюзой.
Фото 3. Женский маскарадный костюм, созданный парижским модельером Полем Пуаре в 1910-х годах как отклик на ориентальную моду. Расшит кораллами и бирюзой.

Самыми популярными самоцветами 1910-х - начала 1920-х годов были оливины и аметисты всех оттенков. Их расцветка была глубокой, насыщенной, но при этом не слишком тёмной, что делало их идеальным материалом для ожерелий и браслетов в виде гирлянд. В серьгах, кольцах и браслетах чаще всего использовалась бирюза, чаще всего её сочетали и серебром или платиной. Зелёные уральские гранаты всё также не выходили из моды – уже третье десятилетие их предпочитали сочетать с сапфирами, бриллиантами и жемчугом.

Опалы, считавшиеся одними из самых загадочных камней, импортировались в Европу из стран Нового света. Огненные опалы, попадавшие морским путём из Мексики, ценились почти так же, как сапфиры и некоторые другие драгоценные камни. Из Австралии привозили чёрные опалы, использовавшиеся для дорогих статусных украшений.
Начало ХХ века ознаменовалось изменением подхода к обработке полудрагоценных камней. Если ранее специально для изделия гранили только коралл и бирюзу, и то в исключительных случаях, то теперь самоцветы по степени обработки стали на одну ступень с рубинами, изумрудами и сапфирами. Кроме стандартного кабошона и бриллиантовой огранки стали применять огранку «роза», «груша» и множество фентезийных форм. Аметисты и гранаты начали даже гранить способами, ранее применявшимися только для бриллиантов, поэтому эти камни использовались в виде огранки маркиза, багет и треугольник.
После Первой мировой войны в европейской моде количество используемых украшений сокращается. И мужской, и женский костюм становится проще, ювелирные изделия становятся в основном атрибутами вечерней моды. В женских платьях линия талии уходит вниз, к бёдрам. Прихватывать пояс и подчёркивать этот силуэт могла крупная брошь к гранатами, аметистами, бирюзой или малахитом.
А вот в Америке «ревущие двадцатые» ознаменовались возвратом к роскоши и излишествам, к которым относились, в том числе, дорогие украшения с бриллиантами, изумрудами и прочими драгоценными камнями. В Европе же, наоборот, царствовал умеренный стиль, который диктовала Шанель. Платья и костюмы из мягких фактурным материалов (твида, джерси, шёлка) требовали неброских украшений, подчёркивающих силуэт. Ими стали золотые цепочки и нитки жемчужных бус. Жемчуг, как признак элегантности высшего света, сохранял за собой позиции самого популярного самоцвета до Второй мировой войны и после неё. Этот материал оказался настолько востребованным, что темпов его добычи стали недостаточными. В 1921 году японские учёные смогли создать технологию искусственного выращивания жемчуга, что значительно его удешевило.

Великая Шанель в вещах, которые она ввела в моду. Маленькое чёрное платье, нити жемчужных бус и неброский набор бижутерии с цветными камнями - браслеты, брошь и серьги.
Фото 4. Великая Шанель в вещах, которые она ввела в моду. Маленькое чёрное платье, нити жемчужных бус и неброский набор бижутерии с цветными камнями - браслеты, брошь и серьги.

Самой богатой ювелирными изделиями была, пожалуй, вечерняя мода 1920-х. Мужчины уже не носили шейных платков и не закалывали их булавками, но зато имели ряд других украшений: запонки с алмазами, нефритом, гагатом; зажимы для галстуков и ювелирные пуговицы. Женский стиль, став более динамичным и простым, оставлял открытыми спину и руки, благодаря чему в моду снова вошли сотуары – перекинутые на спину длинные ожерелья с цепочками и драгоценными и самоцветными камнями в качестве вставок. Предплечья и запястья охватывали браслеты.


Серебряные браслеты 1920-х годов с резными халцедоновыми вставками, выполненные в стиле ар-деко.
Фото 5. Серебряные браслеты 1920-х годов с резными халцедоновыми вставками, выполненные в стиле ар-деко.

Для всех украшений 1920-х характерны простые формы, линейный дизайн. Модернизм в ювелирном деле работал с абстрактными предметами, стилизованными изображениями, более не черпая вдохновение в природе. В ювелирном деле доминирующим стал стиль ар-деко.

Межвоенный период был временем, когда мода стала доступной для более широких масс населения. Механизация производства и популярность простых форм – отнюдь не всё, что позволило носить ранее недоступные украшения представителям среднего класса. В 1920-х – 1930-х годах впервые появляется понятие бижутерии в его современном значении. Драгоценные цветные камни заменяются самоцветными, а то и вовсе выходят из моды, благородные металлы не выдерживают конкуренции с более прочными, лёгкими и при этом дешёвыми сплавами. Количество художественных течений в моде и ювелирном искусстве в частности становится очень большим – от преследования геометрической простоты до нового обращения к ренессансным или восточным мотивам. Единственное, что объединяло любых производителей украшений – удешевить свой продукт, сделать его продаваемым, популярным, массовым.
Со временем меняется и восприятие украшений. Так, Шанель, чей дом оставался на волне успеха в 20-х – 30-х годах, считала, что носить большое количество драгоценных – признак дурного тона и плохого вкуса. Сама она предпочитала выбирать яркие, выразительные, но при этом простые украшения из разряда бижутерии, которые бы дополняли костюм, а не затмевали его. Шанель шутила, что никогда не станет рассказывать, что украшения производятся её домом мод. -Просто скажем, что они были найдены во время раскопок на улице Камбон. Это придаст им значения-.

Браслет в византийском стиле из бижутерного сплава с гагатовыми вставками, произведённый домом Шанель.
Фото 6. Браслет в византийском стиле из бижутерного сплава с гагатовыми вставками, произведённый домом Шанель.

Наряду с лаками и холодной эмалью, цветность бижутерии и ювелирных изделий достигалась за счёт большого количества самоцветных камней. Вставками в изделия служили оникс, горный хрусталь, бирюза. Одними из самых популярных считались аквамарин, топаз, аметист, ляпис-лазурь и цитрин. На фоне богатства оттенков самоцветных камней дорогие драгоценные камни использовали редко, в основном это были алмазы. Но и их легко сочетали с такими простыми, на первый взгляд, камнями, как халцедон, нефрит, малахит, хризопраз и янтарь.


Серебряный чешский браслет 1930-х годов с самоцветными вставками.
Фото 7. Серебряный чешский браслет 1930-х годов с самоцветными вставками.

В 1930-х годах бум авангардных течений стихает, мода вновь возвращается к натурализму. Прозрачные камни, чёрно-белые и серебряные украшения в виде гроздей, листьев, соцветий, птиц и насекомых всё же сохраняют геометрическую чёткость, характерную и для более поздних периодов. Из камней чаще всего используют белый и розовый горный хрусталь, цитрин, хризопраз и бериллы.

Во время Второй мировой войны к украшениям стали относиться как к надёжному вложению – их можно было вывезти в эмиграцию, продать, они не обесценивались вместе с деньгами. Создавались и новые ювелирные изделия, но все они в большинстве случаев были низкого качества. Из-за недоступности импортных драгоценных камней и их дороговизны, ювелиры начали больше использовать самоцветы. Чаще всего это были топаз, аквамарин, аметист и все оттенки цитринов от почти прозрачных, лимонно-жёлтых, до насыщенных.
Платина, которую использовали в военных механизмах, стала более недоступной для ювелиров, да и золото было в дефиците. Приходилось экспериментировать: повышать содержание меди в золотом сплаве, отчего сейчас все украшения «из бабушкиного сундука» кажутся немного красноватыми.
Тяжеловесные, объёмные, броские украшения 1940-х ушли вместе с тяготами военных лет и послевоенных лишений. Как и всегда бывает после войны, начался период натурализма и лёгких форм.
К 1950-м годам главными потребителями ювелирных изделий и бижутерии становятся женщины. В вотчине мужчин остаются лишь запонки, перстни, ювелирные пуговицы и часы. Прочая же индустрия ориентируется на новую волну популярности женственного силуэта и изменившиеся потребности, диктовавшиеся диоровским стилем New Look.
В конце 1940-х – 1950-х Кристиан Диор ввёл в моду платья, акцентировавшие талию и декольте. Юбки до колена были летящими и очень пышными – использовались подъюбники и даже небольшие укороченные кринолины. Вырез на груди был квадратным, полукруглым или сделан «сердечком». Его подчёркивали ожерелья из жемчуга или других мелких камней – граната, цитрина, горного хрусталя. Воротники дневных платьев закалывали крупными парными застёжками – чисто металлическими или украшенными крупными камнями.

Парные броши-клипсы для воротника из горного хрусталя. Середина ХХ века.
Фото 8. Парные броши-клипсы для воротника из горного хрусталя. Середина ХХ века.

Но уже через десять лет тяга к классике ослабела, а в 1960-х начался настоящий социальный бунт. Движение хиппи, студенческие волнения, холодная война и полёты в космос пробудили новое поколение, восставшее против всех устоев и норм. Мода 60-х – это мода протеста, когда на улицах появились А-образные короткие платья, мини-юбки и цветастые штаны, блестящие лакированные плащи и неожиданные сочетания цветов.

Разумеется, к подобным нарядам требовались подходящие украшения. В 60-х много экспериментировали с цветом и текстурой живого, необработанного камня, а также с абстрактными и этно мотивами. Самоцветы гранили преимущественно кабошоном, так как эта огранка лучше всего раскрывала их естественный цвет. В кольца и серьги часто вставляли почти необработанные минералы. В качестве эксперимента некоторые ювелиры делали вставками фрагменты жеод аметиста или халцедона, инкрустируя их алмазами и другими драгоценными камнями. Самыми частыми соседями бриллиантов были бирюза и коралл.

Брошь 1960-х годов со вставками из бирюзы.
Фото 9. Брошь 1960-х годов со вставками из бирюзы.

К 1970-м годам появились ювелирные дома, свободные от предрассудков строгого выбора материалов и готовые к экспериментам. Так, «Тиффани» и «Ван Клиф» производили как ювелирные украшения, так и бижутерию из сравнительно дешёвых материалов, но при этом необычной формы и цвета. Цветной пластик и холодные эмали не смогли вытеснить самоцветы. Ювелиры использовали малахит, сердолик, розовый кварц, отшлифованные до блеска и имеющие округлые мягкие формы.

Обращение к марокканскому стилю, который в 70-х вводил в моду Ив Сен-Лоран, всколыхнули волну этно с его броскими формами и яркими цветами. В украшениях снова появились натуральные элементы вроде редких пород дерева, слоновой кости, горного хрусталя, кораллов с резьбой. Приветствовались неровные формы, изгибы, асимметрия. Подобные тенденции продолжились и в 1980-х годах.

Клипсы и браслет конца 1970-х годов с речным жемчугом. Производитель - торговая марка Edward Swoboda.
Фото 10. Клипсы и браслет конца 1970-х годов с речным жемчугом. Производитель - торговая марка Edward Swoboda.

Современное ювелирное искусство широко использует самоцветы наравне с драгоценными камнями, не стесняясь соседства недорогих минералов с благородными металлами. Количество течений в ювелирном искусстве настолько велико, что перечислить их все не представляется возможным. Но и новаторы, и поклонники классики сходятся в одном: самоцветы всегда остаются и будут оставаться в моде.

статья, мода

Комментарии
Похожие статьи
03.06.2019
Дела мужские новая мода на самоцветы
Дела мужские новая мода на самоцветы
Современная мода уже давно не считает украшения чисто женской "парафией" - и речь идёт не только о таких традиционных мужских аксессуарах, как запонки, часы и зажимы для галстуков.Обилие перстней на уличном музыканте, нефритовый браслет на продавце-и..