0
0

Янтарная комната (часть 2)

Янтарная комната (часть 2)

Все мозаичные панно демонтировали всего за 36 часов. Тщательно упакованные, они отправились в место, где были созданы – в Германию. Ящики с панно были доставлены в Кенигсберг уже в ноябре 1941 года. Местном музее сохранилась опись принадлежавших ему предметов. Там под номером 200 числилась «Янтарная комната из Царского Села, которую подарило музею Германское государственное управление дворцов и садов». Страничка, на которой была сделана эта запись, датирована 5 декабря 1941 года. Начиная с 12 апреля 1942 года мозаичные янтарные панно находились в открытой экспозиции в южном крыле Кенигсбергского дворца. В честь прибытия комнаты в город в журнале «Пантеон» директором Художественных собраний города А. Роде была опубликована статья о комнате с сопроводительными фотоматериалами, по которым можно было судить об отсутствии одной из драгоценных флорентийских мозаик. Как выяснилось гораздо позже, она была похищена из комнаты ещё до вывоза её из Екатерининского дворца.
В 1944 году на Германию обрушились массированные бомбардировки английской и американской стороны, а в Восточную Пруссию вошли советские войска. В начале того же года, в феврале-марте, панели Янтарной комнаты были снова демонтированы и упакованы в ящики, которые отправились в глубокие замковые подвалы. Кенигсбергский дворец был наполовину разрушен во время английских бомбардировок, настигших город 27-29 августа. Однако разобранная комната, за исключением шести нижних боковых панелей, уцелела. Ящики с янтарными панно были эвакуированы из зоны боевых действий. На этом их след обрывается, а дальнейшая судьба Янтарной комнаты окутана тайной, и, не смотря на множество версий, местоположение её оригинала остаётся неизвестным.
В январе 1944 года советские войска освободили Ленинград и пригородные населённые пункты. В городе Пушкин перед освободителями предстали лишь груды обрушившихся зданий, пепла и голые стены некогда роскошных дворцов. В Екатерининском дворце зияли провалы обрушившихся перекрытий. Ничего не осталось и от Янтарной комнаты – оставленные немцами паркет, золочённая резьба и удивительный плафон из Зимнего дворца погибли в огне.
Начиная с мая 1945 года проводилась работа по поиску художественных ценностей, вывезенных из России в музеи Восточной Пруссии. Когда обследовался Королевский замок Кенигсберга, в его башне была обнаружена мебель, доставленная сюда из Екатерининского дворца. Оставшийся в Кенигсберге А. Роде пояснил, что вся информация, имеющаяся о Янтарной комнате, это то, что она была перенесена в Северную часть замка. Предполагалось, что она погибла в огне во время штурма города 9-11 апреля 1945 года. Сам Роде не присутствовал ни при перенесении, ни при пожаре. Под наносами пепла и опавшей штукатуркой были обнаружены фрагменты золочёной лепки и медные части дверей, которые предположительно могли быть из комплекса Янтарной комнаты. Рядом были найдены обломки обгоревших ящиков. Именно по этим останкам и было установлено, что комната, скорее всего, погибла в огне.
В марте 1946 года хранитель музея Царскосельского дворца А. Кучумов и глава Ленгорсовета по делам музеев С. Трончинский ещё раз детально обследовали помещения Кенигсбергского замка. Возле лестницы Большого Орденского зала ими были обнаружены перегоревшие фрагменты флорентийских мозаик. По их месторасположению были сделаны выводы, что эти композиции упаковали отдельно от панно из янтаря – они относились к части интерьера, изготовленной в России, а, следовательно, менее ценной для немцев. Но их сохранность смогла поставить под сомнение уже утвердившуюся версию о гибели янтарных панно. Кучумов и Трончинский, расследуя дело, снова стали разыскивать Роде. Но оказалось, что слишком поздно – он и его жена умерли от дизентерии в городской больнице Кенигсберга ещё в 1945 году. Впрочем, и на этот счёт существуют версии. По одной из них дизентерия была ложным диагнозом, который должен был скрыть истинную причину смерти супругов Роде. Так или иначе, стартовали системные поиски Янтарной комнаты, для чего в 1967 году была даже создана специальная комиссия. Эта комиссия сумела собрать множество документов, устных и письменных сообщений, в которых содержалась прямо или косвенно информация о судьбе Янтарной комнаты. Вскрывались подвальные помещения и бункеры, заброшенные шахты и подземные хранилища, но всё это не принесло сколько-нибудь значительного результата. С каждым годом, проходящим после потери Янтарной комнаты, надежд на её обнаружение оставалось всё меньше, поэтому в 1984 году комиссия по её розыску прекратила своё существование. Уже в 1999 году в царскосельский музей-заповедник была возвращена флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», которая раньше находилась на южной стене кабинета. Она была похищена ещё до демонтажа панелей и благодаря этому хорошо сохранилась. Позже занял своё историческое место и комод из первоначального комплекса комнаты.

Янтарная комната часть 2
Долгое время считалось, что этот уникальный памятник культуры безвозвратно утерян, как и многие погибшие чудеса мира, и восстановить его не представлялось возможным. Но подобные чудеса не могут умереть – началась подготовка проекта по воссозданию Янтарной комнаты, а 10 апреля 1979 года Совет Министров СССР принял решение о её возрожении. Работами по реконструкции комнаты были поручены в ведомство объединению «Росмонументскульптура». Изготовили модель панно, которая была признана чрезвычайно близкой к оригиналу. Позже воссоздание Янтарной комнаты передали специальному научно-производственному объединению «Реставратор» (г. Ленинград).
В эти же годы проводились реставрационные работы в залах Золотой анфилады, которые также решили восстановить в Екатерининском дворце. В Янтарной комнате уже установили новый плафон – «Свадьба Хроноса», который расписывала группа художников под руководством Я. Казакова по образцу, оставленному неизвестным художником XVII века. Е. Ф. Кудряшов руководил работами по воссозданию художественного наборного паркета. Он был восстановлен по образцу предыдущего, сделанный из ценных пород дерева: ореха, палисандра, клёна, красного сандала. А. Кочуев и его группа высококвалифицированных и отлично зарекомендовавших себя резчиков должны были воссоздать резьбу, сделанную Растрелли для этой комнаты, а бригада позолотчиков Н. Фомичёвой после должны были покрыть эти резные детали сусальным золотом. Проект реконструкции декоративного убранства комнаты курировался главным архитектором, руководившим восстановлением Екатерининского дворца – А. Кедринским. Для того, чтобы как можно точнее воссоздать комнату, необходимо было изучить массу архивных и изобразительных источников, и, конечно, основой для проекта воссоздания стали фотографии из музейных коллекций Петербурга. Самое раннее фото изо всех лёгших в основу реконструкции датируется 1859 годом и принадлежит Теофилу Готье, а последние взяты из журнала «Пантеон» и были сделаны в Германии в 1942 году. Все найденные фотоотпечатки и работа с фотоматериалами позволили установить, какими были изначальные размеры янтарных панелей. Когда создавали подробный графический рисунок комнаты, прорисовывались даже все фоновые элементы мозаик, все работы выполнялись в натуральную величину будущего шедевра. В процессе изучения цветовой гаммы наборных мозаик пришли к выводу о необходимости колорировать выделенный для облицовки комнаты янтарь для достижения разнообразия оттенков. После этого все материалы, собранные для восстановления облицовки стен, дополнились цветными эталонами, которые изображали в соотношении один к одному те детали декора, которые не повторялись. Кедринский разработал самым подробным образом расписанный проект по реконструкции комнаты, который включал в себя целых шесть томов рабочих рисунков и прочих документов, в которых содержалась информация по её архитектурно-декоративному убранству. Проект был одобрен в июле 1986 года, для приведения его в жизнь необходимо было найти целых шесть тонн янтаря-сырца. Специфика обработки этого камня такова, что в дело идёт лишь от 15 до 20 % от его изначальной массы. Единственная организация, осуществлявшая добычу, обработку и доставку данного материала, Калининградский янтарный комбинат, целых двадцать лет работал на то, чтобы обеспечить работы по восстановлению интерьера Янтарной комнаты Царскосельского дворца.
Расчеты по восстановлению архитектурных деталей производились следующим образом. По тени, которую отбрасывала та или иная деталь и которую было видно на фотографии, точно рассчитывалась высота янтарного рельефа (так называемый метод фотограмметрии). Технология самого процесса реставрации апробировалась в процессе реставрации менее ценных янтарных предметов из того же музея-заповедника, датированных XVIII веком – эти работы велись параллельно с восстановлением комнаты. Когда изучался один из отданных на реставрацию ларцов, мотивы его медальонов показались учёным схожими с используемыми в Янтарной комнате. На шкатулке была обнаружена подпись Готфрида Турау, одного из разработчиков уникальных интерьеров. Ларец датируется 1705 годом. Благодаря этой датировке исследователи смогли установить технику изготовления янтарного убранства кабинета. Для того, чтобы Янтарная комната была возрождена в правильном цвете, начались поиски цветных изобразительных источников. Автохромы, отснятые уже в XX веке и цветные акварельные зарисовки Г. Грехнева, датируемые 1850-ми годами, давали представление о цветовой гамме отдельных деталей интерьера и архитектурных украшений. По чёрно-белым довоенным снимкам смогли определить, какой интенсивности оттенки янтаря были использованы в натуре. Сама цветовая гамма янтаря, которая применялась при строительстве комнаты в XVIII веке, также была установлена при работе с уже упомянутыми музейными предметами, также изготовленными из этого камня. С помощью А. Ильцова, доктора химических наук, учёного, также работавшего над воссозданием Янтарной комнаты, были установлены пигменты, которыми можно было колорировать янтарь до необходимых оттенков, разработана методика окраски.

Янтарная комната часть 2
Немало сил и времени требовало также воссоздание флорентийских мозаик, без которых интерьер Янтарной комнаты был бы неполным и не соответствовал бы реконструированному образцу. Особенность этих редких наборных мозаик состояла в том, что они создавались из кусочков и обломков натурального камня, при чём с особенной тщательностью подбирались не только цвета, но и фактура и естественные узоры камня. Обследовали мозаику «Порт в Ливорно», которая также была создана в одно время с Янтарной комнатой. С её помощью была установлена не только технология изготовления подобных предметов декоративно-прикладного искусства, но также и установлено, из каких отечественных пород камня могли изготовляться мозаики Янтарной комнаты. Специалисты Петербуржского Горного университета помогли установить, в каких месторождениях лучше всего брать камни для ожидающих воссоздания мозаик. По счастливой случайности оказалось, что флорентийская мастерская, изготовившая мозаичные панно, существует до сих пор. Там была получена вся необходимая информация о технике набора мозаичной композиции, а в музее мастерской даже сохранились картоны-эскизы с аллегориями пяти чувств, прототипы мозаик, которые когда-то стояли в Янтарной комнате. Итальянские коллеги поделились с русскими мастерами переснятыми оригиналов слайдами, которые существенно облегчили работы по восстановлению интерьера кабинета. Эскизы будущих панно длительное время тщательно разрабатывались под руководством самого А. Кедринского, а также руководителя камнерезных работ в Царском Селе А. Журавлёва и работавшими на восстановлении дворца мастерами Козловым и Игдаловым. Последний позже стал директором царскосельской янтарной мастерской – уже современной. Изучив технику набора мозаик, которой пользовались в XVIII веке Игдалов сам воссоздал мозаику «Зрение», которая являлась одной из пяти аллегорий чувств, он же провёл подготовительные работы ко второй мозаике, посвящённой осязанию и обонянию. Впервые в России он научился создавать многофигурные картины из камня, на которых изображались также пейзажи и архитектурные элементы. Но в 1999 году в Царскосельский дворец вернулась волей судьбы сохранившийся оригинал мозаики «Осязание и Обоняние». Её владелец, Ахтеман, сохранил панно, доставшееся ему от отца. Он воевал в России как офицер медицинской службы и сам вывез картину в Германию. Эксперты с помощью новейшей техники исследовали подлинность драгоценной картины, первоначальный вывод о времени её создания подтвердила и независимая комиссия.
Сейчас Янтарная комната полностью воссоздана в своём оригинальном виде. Основным декоративным элементом снова стал скульптурный декор, богатые орнаменты и микрорельефы янтарных панелей. Плоские наборные пластины, которыми обшита комната, выполнялись из непрозрачного янтаря, толщина которого составляла не более пяти миллиметров. Соединённые друг с другом, а после отшлифованные, они выглядят как единое целое.

Янтарная комната часть 2
Гирлянды, картуши и единичные объёмные композиции требовали для своего выполнения особенного, коллекционного материала, и, соответственно, требовала привлечения высококвалифицированных кадров. Особого внимания заслуживает сложный процесс воссоздания каменных медальонов с выгравированными композициями со сложными пейзажами и изображением фигур. Они изготавливались из прозрачного янтаря – на тыльной стороне выпуклого куска камня делалась гравировка, прекрасно видимая на просвет. Чтобы увеличить чёткость изображения под камень перед его установкой подкладывалась фольга. Медальоны-инталии являются поистине ювелирным изделием и оживляют комнату своим интенсивным насыщенным цветом, будто излучая золотистый свет. Эта давняя и уже не использующаяся техника была в совершенстве освоена современными мастерами специально для реконструкции Янтарной комнаты.
Государственный музей-заповедник «Царское Село» выявил живейшую заинтересованность в продолжении функционирования на его территории уникальной янтарной мастерской, а поэтому всему возможными средствами поддерживал её специалистов. Благодаря поддерживаемым музеем контактами с культурными центрами других государств, янтарную коллекцию-собрание музея смогли экспонировать в США, Японии и Германии. Вместе с отреставрированными коллекционными предметами выставлялись и воссозданные съёмные элементы Янтарной комнаты. Во всех странах, где только выставлялась данная экспозиция, она получала позитивные оценки специалистов.
Когда в 1980 году была завершена реконструкция залов Золотой анфилады, вместе с ней для посещения открыли и Янтарную комнату. Отсутствовавшие тогда мозаичные панно были заменены простым холстом. В 1994 году были установлены цокольные панели и янтарный столик, что явилось большим шагом вперёд по воссозданию первоначального интерьера. А уже в 1997 году оставленное для него место заняло одно из восьми больших панно, придав комнате ещё большую схожесть с оригинальным видом.
В июне 1999 года для реконструкции Янтарной комнаты нашёлся и спонсор, оказавший ей незаменимую поддержку, благодаря которой реконструкция была полностью закончена к 2003 году. Таким меценатом выступила немецкая фирма «Рургаз АГ», которая передала в фонд восстановления комнаты 3,5 миллионов долларов. К этому времени янтарная мастерская Царскосельского музейного комплекса уже представляла собой один из мощнейших и известнейших центров по реставрации и воссозданию изделий из натурального камня, при чём это была не просто мастерская, а целый научно-исследовательский центр. Весь накопленный при реставрации царскосельской коллекции опыт позволил выработать уникальную технологию работы с натуральным камнем, которая в большей степени соответствовала исторической, но позволяла создавать более долговечные мозаики. Хорошо организованные, дисциплинированно и мастерски исполненные, реставрационные работы смогли завершиться к назначенному сроку.
К юбилею города на Неве, 31 мая 2003 года, торжественно была открыта Янтарная комната. Прославивший «солнечный камень» уникальный интерьер стал вершиной искусства как мастеров прошлого, так и настоящего. Благодаря их работе чудо, восхищавшее людей в течении двух веков было воссоздано для настоящего и будущего.

Предыдущая - Янтарная комната 1 часть

статья, янтарь

Комментарии